Интересные факты
Зубной налет как источник знаний

18.03.2014

Ученые извлекли ДНК из миллионов крошечных организмов, найденных в зубном налете четырех древних людей.

Зубной налет как источник знаний

Исследование было опубликовано в журнале Nature Genetics и, по словам специалистов, помогло им понять, как жили, что ели и чем болели наши предки. Команда ученых во главе с Кристиной Вариннер, молекулярным антропологом из Университета Оклахомы, обнаружила останки четырех человек в немецком монастыре в Дальхайме, на зубах которых сохранились несколько слоев налета. Еще два десятка лет назад ученые не обратили бы никакого внимания на это открытие и при изучении останков, не задумываясь, очистили бы их от всего лишнего.

Однако за последнее время многое изменилось. Археология, так же как и все научные отрасли, шагнула вперед, что позволило ученым уделять внимание любой мелочи, в том числе и зубному налету. Они пристально изучали его под микроскопом, в надежде найти хотя бы самую маленькую частичку пищу, способную рассказать хоть что-то о жизни людей того времени. Но Кристина Вариннер пошла еще дальше: она решила извлечь ДНК из зубного налета. Она отделила окаменелый налет от зубов и, обработав его различными веществами и ферментами, положила в машину, извлекающую ДНК из неразложившихся частиц растительных и животных организмов. Результаты удивили даже саму Вариннер.

«ДНК, извлеченная из костной ткани, практически не подлежит восстановлению, тогда как из зубного налета можно извлечь в тысячу раз больше фрагментов макромолекул», – рассказывает Вариннер.

Изучив фрагменты ДНК, исследователи установили, что, например, заболевания десен не менялись на протяжении 1000 лет. И это несмотря на то, что люди стали гораздо лучше следить за гигиеной полости рта. Кроме того, ученые выяснили, что древние бактерии полости рта, так же как и современные, были устойчивы к малоактивным антибиотикам. А еще они нашли массу остатков пищи, позволяющих определить приблизительный рацион людей того времени.

По словам Энн Стоун, молекулярного антрополога из Университета Аризоны, не имеющего прямого отношения к исследованию, такой удивительный способ изучения быта предков поможет специалистам из разных областей проследить этапы развития не только человека, но и общих, а также стоматологических заболеваний, таких как, например, пародонтит.